S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl - без сомнения, главная на сегодняшний день "славянская" игра. Конечно, нам было чем хвастаться и до "Сталкера", и после него, но это - чуть ли не единственное детище игропрома на постсоветском пространстве, у которого нашлись поклонники на Западе. Сквозь горы сомнительных экшенов и низкобюджетных перепевок забугорных хитов неожиданно проклюнулась история о Чернобыле, новом взрыве и мрачном будущем, навеянная книгами Стругацких и нетленной Fallout.
При всех его недостатках, S.T.A.L.K.E.R. нельзя не уважать хотя бы за атмосферу. И дело здесь не только в "русском духе" - ржавых запорожцах, водке "Казаки", советских рублях и агитационных плакатах того же времени. Shadow of Chernobyl воссоздавал постапокалиптическое будущее с таким же рвением, масштабом и прилежностью, как когда-то это делала Fallout. Исследовать свалки техники, пугающие леса и заброшенные катакомбы в этом мире было даже интереснее, чем отстреливать бандитов, вояк и кровососов. Короче, S.T.A.L.K.E.R. перерос свой жанр.
Приквел в таком контексте пришелся как нельзя кстати. Подретушировать графику, добавить пару новых возможностей, исправить раздражающие промахи - в первую очередь баллистику, и вот он - идеальный S.T.A.L.K.E.R. готов. В GSC решили немного переработать старые локации, добавить парочку новых, но фактически следовали этой схеме. Даже пугающая графа "дата выхода" не ужасала далеким будущим, а твердо обещала, что в 2008 году проект закончат. И вот "Чистое небо" добралось до прилавков. На этом месте очень удачно смотрелось бы картинное многоточие, потому что дальнейшие события развивались, будто в трагикомичной пьесе. Причем юмор оказался "черным". Clear Sky, один из главных PC-эклюзивов этого года, вышел НАСТОЛЬКО забагованным, глючным, нестабильным и тормозящим, насколько это вообще возможно.
Ирония судьбы
"Чистое небо" делали полтора года - немалый срок, фактически, время стандартного цикла разработки на Западе. Может, GSC банально не успела? Но ведь были бета-тестеры, о чем рапортует официальный форум, были проверки на всевозможных конфигурациях. Повлиял перенос даты релиза? После того, как версия Clear Sky "утекла" в безграничные просторы интернета, выход приблизили на неделю. Вряд ли за это время ситуация кардинально поменялась бы, да и сам мастер-диск уже ушел на тиражирование. В любом случае, в результате получилось то, что получилось. Краткий список финальных итогов: патч на следующий же день, гневные тирады на форумах, любительские модификации и исправления... Список багов "Чистого неба" поражает - по нему вполне можно написать энциклопедию, толщиной не уступающую иным научным трудам.
Самое банальное - вылеты при переходе на определенную локацию. У иных страдальцев S.T.A.L.K.E.R. сворачивается и рапортует об ошибке чуть ли не каждую минуту, некоторые насчитали по 300-400 (!) сбоев. Другая проблема - неработающие сохранения. Только вы запускаете игру, как выясняется, что загрузиться нельзя. В связи с этим рекомендуют устанавливать "Чистое небо" в папку, содержащую только латинские символы, и сохраняться чаще. Вообще, фонтан ошибок неиссякаем - трудно представить, что игра выкинет в следующий раз. У автора обзора, например, невинная попытка переназначить управление обернулась зависшим скриптом (кстати, единственный положительный момент - пулемет вояк на Кордоне, поливавший огнем уже минут пять, неожиданно затих) и "сломанным" PDA. Ключевые задания, равно как и второстепенные, перестали отображаться. А после того, как злополучный момент был переигран, картинка неожиданно начала тормозить на ровном месте, хотя раньше ничего подобного не было.
С новым S.T.A.L.K.E.R. стоит быть предельно осторожным - никогда не знаешь, чем обернется незначительное на первый взгляд действие. В интернете появляются специальные руководства, в которых подробно описано, чего нельзя делать, какие предметы ни в коем случае не стоит поднимать и в каком порядке нужно выполнять задания. Если подумать, все это просто невероятно смешно. В шутере с открытым миром опытным путем устанавливают, куда лучше не ходить и чего не брать! Даже первый патч слабо помог, но зато добавил еще одну ошибку. В раскиданных по Зоне ящиках теперь лежат кучи всевозможных патронов, и из-за этого происходят вылеты. Когда ситуация исправится окончательно, неясно до сих пор. GSC ставят на 5 сентября - тогда выйдет второй патч. Хотя, справедливости ради, всю ситуацию с Clear Sky лучше всего назвать "лотереей". У некоторых приквел работает без вопиющих проблем (разве что изредка подтормаживает) и вылетает всего пару раз. Но разве должен покупатель полагаться на удачу, отдавая кровно заработанные деньги? Разумеется, это абсурд!
И ведь что самое обидное, у "Чистого неба" действительно есть потенциал. В те редкие моменты, когда приквел показывает свое человеческое лицо, играть действительно интересно. S.T.A.L.K.E.R. цепляет за живое. В то же время, терпеть все лишения ради "сталкерского" духа и атмосферы Зоны - это перебор. Вряд ли хоть одна игра заслуживает таких жертв.
Чистое небо
Хоть разработчики и сосредоточили внимание на войне группировок и хитром поиске артефактов, живое окружение - одна из главных причин купить новый S.T.A.L.K.E.R.. У оригинала с этим как-то не сложилось: и технологии, вроде, были на уровне, и дизайн подходящий, но все равно Зона выглядела какой-то мертвой. Будто безымянный фотограф запечатлел на пленку ключевые декорации, а затем их просто размножили. В приквеле все по-другому. На первом же уровне можно впасть в продолжительную прострацию. Болота выглядят именно так, как рисует их ваше воображение. Кочки, камыш выше пояса, радиоактивная вода, узкие тропы, редкие хижины, сторожевые вышки, какой-то завод вдалеке. И все это овеяно туманом, дымчатая пелена тянется прямо за горизонт, и окинуть окрестности взором получается, лишь взобравшись на возвышенность. В этом месте пара часов пролетает, как один миг. Кажется, будто только начал играть, а уже прикончил несколько стай переросших хряков и разобрался с бандитами. Еще авторы что-то сделали с солнечными лучами, дабы они выглядели как можно эффектнее, и во время перезарядки объекты вдали специально "замыливаются", а взгляд концентрируется на оружии. Графика, конечно, не поражает воображение (хотя и дружит с DirectX 10), но благодаря таким деталям выглядит впечатляюще.
Да и не столь важны здесь спецэффекты - мир Clear Sky состоит из мелочей. Переработанный интерфейс и инвентарь - казалось бы, капля в море, но в ту самую "живую" картинку свой посильный вклад вносит. Невероятно удобным в обращении оказался PDA. Теперь найти нужное задание, вспомнить важный диалог или разобраться с конкретной группировкой удается буквально за пару секунд. "Чистое небо" скроено из новых и старых уровней примерно в равных пропорциях, причем знакомые антуражи пришлись весьма кстати. Обновленный Кордон от своего аналога отличается новыми тропами, тайниками и ловушками, а также "черной дырой" над мостом. Благодаря изменившемуся визуальному стилю он и выглядит гораздо интереснее. Из совершенно свежих локаций наряду с Болотами стоит отметить Лиманск - заброшенный уютный городок, эдакий привет из 80-х. С ним, правда, вышла небольшая осечка: как бы вы ни хотели назвать Clear Sky шутером с открытым миром, Лиманск - это типичный "коридор", проложенный среди домов.
Некоторая замкнутость - не то чтобы вопиющий недостаток, но при общем прицеле на "открытость" хотелось бы больше свободы. С другой стороны, вдоволь находиться вы можете и на предыдущих локациях. Здорово набрав в плане жизненности картинки, Clear Sky заметно прибавил очков и по другому параметру - вовлеченности. С этим не было проблем еще у Shadow of Chernobyl, но "Чистое небо" - натуральное воплощение принципов Fallout. Как признались разработчики из Bethesda Softworks, сила третьей и предыдущих частей самой знаменитой постапокалиптической RPG в том, что рано или поздно у вас взыграет любопытство. Заметив вдалеке высоченную башню, вы не откажете себе в удовольствии подобраться поближе и проникнуть внутрь. Clear Sky функционирует на тех же идеях. Бредя темной ночью (а они теперь стали гораздо "чернее") по Свалке и увидев странное зеленое свечение, трудно удержаться и не подобраться поближе к подозрительному болоту. Такая вылазка чревата последствиями от простого облучения до стычки с мутантами, но так даже интереснее! Не меньшее любопытство вызывает и огонек костра вдали. Там точно греются бандиты, но вдруг у них припрятан редкий артефакт или мощная винтовка?
Из таких приключений и складывается атмосфера Clear Sky. Жаль только, путешествия порой превращаются в настоящие муки. В GSC словно трудилось две команды дизайнеров. Одна соорудила локации с умеренным количеством врагов. Другая же придумала ставить блок-посты перед входами на очередной уровень. Хуже всего при переходе с Болот на Кордон: там вас сразу встречает целая застава и "неубиваемый" пулемет. Приходится нудно и долго выбирать нужную тактику, выманивать солдат и перебежками метаться между деревьями и валунами. Угадать, за какой осиной вас прошьет насквозь, а за какой все-таки можно спрятаться, можно только эмпирическим путем. Честная баллистика и прострел поверхностей в "Чистом небе" действует очень избирательно. С противниками она, похоже, вообще не работает. По-прежнему рядовой бандюга выдерживает целый автоматный рожок - даже если оружие усовершенствовано (модернизация значительно продвинулась вперед), у пуль просто кошмарный разброс. Оно, конечно, понятно: "ствол" старый, поднят с невесть сколько пролежавшего трупа, патроны отсырели, но не до такой же степени! Вместо грамотной перестрелки стычка с врагом оборачивается смесью лотереи с изворотливостью. Очень важно постоянно бегать - своим орлиным зрением бойцы замечают героя даже через кусты. И, повинуясь зову улучшенной системы A-life, даже преследуют его. Впрочем, самое заметное улучшение - противники теперь навострились кидать гранаты, что и делают с превеликим удовольствием. Особенно веселят выкрики из разряда "Лови лимончик" вперемежку с руганью. Правда, собственными гранатами герою редко удается кого-то укокошить - вся их ценность сводится на "нет".
За хабар!
Обещанная война группировок получилась в итоге не такой интересной, как представлялась. Да и ошибки все портят, хотя поучаствовать в борьбе фракций, безусловно, любопытно. Вступать в них не обязательно, и если хотите, можете игнорировать распри. Но, во-первых, война приносит неплохие барыши, а во-вторых, после победы вашей "партии" бродить по Зоне станет чуточку безопаснее. Боевые действия предполагают захват определенных точек. Выглядит это примерно так: командир обозначает следующее место удара, и туда выдвигается отряд бойцов. Затем начинается ожесточенная перестрелка, в которую очень удачно впишетесь и вы. Проблема в том, что иной раз на войну отправляются до зубов вооруженные "киборги" в экзоскелетах и буквально сминают врага, а в следующей стычке вам в помощь выдают пару хлипких новичков. Получается, что участие героя либо чисто символическое, либо ему в одиночку приходится вырезать человек пятнадцать.
Другое важное изменение в приквеле - отношение к артефактам. В оригинальном Shadow of Chernobyl подарки Зоны валялись буквально под ногами - только руку протяни. В Clear Sky они стали по-настоящему редкими и уникальными вещами. За ними теперь идет целая охота. Что-то ценное может скрываться внутри аномалии - здесь нужно воспользоваться специальным детектором. В зависимости от типа, он или покажет примерное расстояние до артефакта (если тот вообще есть поблизости), или прямо подсветит его.
"Чистое небо" - это тоже в какой-то степени редкий артефакт, заброшенный прямиком в аномалию. Аномалию из ошибок, тормозов, вылетов и прочих неприятностей. Но решитесь ли вы копаться в такой куче мусора, чтобы выудить драгоценный камень? Попытаться стоит, ну а если все равно ничего не выходит - новые патчи не за горами. Вот только многие ли решатся купить третий S.T.A.L.K.E.R. в день релиза?